Ваше личное мнение о двадцатом веке. Эксперты интервьюируют
народ.

Этот разговор - попытка найти имя веку, который уходит. Но прежде чем век назвать, надо его понять, надо извлечь опыт из пережитого.

Разговор об уходящем веке строится в ферме "обратных интервью". Вопросы о событиях и проблемах xx века ставят люди, чье мнение мы привыкли считать экспертным, а отвечают на них все, кому интересно. Это попытка включить механизмы общественного сознания для осмысления нажитого опыта.

Сегодня разговор о барьерах, стоящих на пути россии, продолжает известный бард и бизнесмен георгий васильев.

Леонид блехер, автор проекта , фонд "общественное мнение", елена яковлева, "новые известия".

Тема: "барьеры на пути россии. Культурный барьер: не причастны?

когда шведы или немцы собираются по случаю рождества или дня рождения, они поют народные песни, слова которых знает вся нация. А у нас нет живого фольклора.

Даже вместо всенародно известного "пусть бегут неуклюже" все чаще раздается: "happy birtlhdayto you".

Кинематограф, эстрада, телевидение, литература -все полно "чернухой", которая при регулярном потреблении способна привить устойчивое отвращение ко всему российскому.

Мы продолжаем говорить на одном языке, но постепенно исчезает культурное единство, которое во многом держалось на любви к советским фильмам и уважении к классической русской литературе. Откуда же взяться национальной гордости, вере в страну и желанию поддерживать российских производителей?

вопрос: сможет ли русская культура ожить и объединить нацию, или культурное единство нашим детям обеспечат английский рок и американские мультфильмы?

"надеть кафтаны и кокошники - это вряд ли...".

МНе кажется, здесь спутаны две разные вещи: "пусть бегут неуклюже" суть советский, а не российский и уж тем более не русский фольклор. В этом и есть его универсальность и неизменившаяся популярность. Действительно, детям мы покупаем не русские народные песни, а песни советских композиторов. А что отличало советскую культурную среду, как и сейчас отличает американскую, от европейской, африканской, азиатской и т. Д.? Ее космополитичность - чтобы управлять советским мульткультурным пространством, необходимо было сделать ставку на новое, до сих пор неведомое- "new soviet generation".

Я не думаю, что исчезновение некоторых архаичных национальных тенденций трагично. Культура в широком смысле, как родной язык, все время меняется и (наверно???) очищается.

В любом случае новомодный патриотизм сменится "региональным космополитизмом", под которым можно понимать весь евроазиатский социум.

Глобализация будет идти ускоряющимися темпами, и я не думаю, что следует бороться с ветряными мельницами. "Русское бистро" заведомо проиграет mcdonald's, потому как организовано по принципам первого. "Сибирский цирюльник" снят как американский блок-бастер поэтому и популярен. Довгань провел свою кампанию по чисто западным маркетинговым схемам.

p.s. ХОТим мы или не хотим, но детей отдаем предпочтительно в английские спецшколы. А надеть кафтаны и кокошники - это вряд ли... Если не технологично разработать новый лейбл, ой, простите, ярлык!

чмерев тимофей викторович, 30 апреля 1999 года, 12:35.

"Городская российская культура.

- Известный коктейль" не совсем ясно, что имеется в виду под определением "русская культура". Пример относится к "городской российской культуре", которая, как известно, хоть и целиком на русском языке, но создавалась известным национальным "коктейлем".

На сегодняшний день происходит регионализация россии: экономическая, политическая, культурная. Распад общероссийской городской культуры, к сожалению, является свершившимся фактом. Восстановление общего культурного пространства в ближайшие годы становится практически нерешаемой проблемой, так как нет согласия о том, что является "российской культурой" на сегодняшний день: творчество автора вопроса многие не будут расценивать, как "культуру", хотя многие вещи дуэта васильев - иващенко в определенных социальных кругах являются знаковыми.

Михаил дымшиц, 30 апреля 1999 года, 23:12.

"Все надо пересмотреть, перещупать, примерить".

Культурное единство начинается с осознания необходимости культурного единства. Для этого хорошо бы ответить на вопрос - а кто такие "мы"?

относительно "европейского глобализма" или там "космополитизма" - я бы не преувеличивал его размах и значение.

Сейчас не 60-е годы, и прав, конечно, михаил дымшиц насчет регионализации. Причем эти процессы регионализации и создания субкультур происходят по всему миру другое дело, что скорость и интенсивность восстановления (или, точнее сказать, создания) национальной культуры, на мой взгляд, предсказать и даже как-то прикинуть сейчас невозможно, потому что факторы этого восстановления должны возникнуть и (или) окрепнуть только в результате этой самой регионализации.

В любом случае призываю не пугать национальную культуру с этнографией. Хотя даже с кафтанами и кокошниками не так все просто. Каждое поколение (в некатастрофические времена и в некатастрофической стране, так сказать) относится к культуре предков, как к наследству. А как необходимо относиться к наследству? все надо пересмотреть, перещупать, примерить. Взять себе то, что крепко и подходит для работы и жизни вообще, а остальное сберечь для других времен, может быть, внукам пригодится. Временами наследство перетряхивается, разбирается -ведь это наше наследство, и другого нет.

Это сотворили или сохранили наши предки, и других предков у нас тоже нет и не будет. Больша взять неоткуда.

Но в нашей национальной традиции, к сожалению, крайнее неуважение к отцам и предкам вообще. Эта традиция, не сочтите за парадокс, и есть главное наследство от наших (во всяком случае непосредственных) предков. Все время хочется каких-нибудь других отцов. Поприличнее, что ли...

Значит ли это, что самой лучшей формой борьбы с наследием проклятого коммунистического прошлого является уважительное отношение к этому самому прошлому? м-да...

М. Ростиславский, 1 мая 1999 года, 11:23.

"Общество будет развиваться самоходом. Без глобальных замыслов и чуткого руководства идеологов".

Странноватая какая-то постановка вопроса (ну мне так показалось)... Особенно в самом грандиозном, обобщающем проекте - поиске (и создании) "национальной идеи". Давайте измыслим такие национальные проекты, обсудим, что есть ценного в предыдущей традиции, что можно заимствовать на западе (и востоке), примем пролегомены и, даст бог, запустим в производство. То бишь начнем реализовать на практике.

Никуда не уйти от родного русского-имперского, а затем кпсс-имперского шаблона. Измыслим проект, сконструируем корабль - и в большое плавание.

Шведы-немцы, венгры-литовцы просто живут в своем обществе и благодаря своим инфраструктурам гражданского общества наращивают-воспроизводят экономический, культурный, гражданский потенциал. А российская интеллигенция, (обслуживающая "элиту" и кормящаяся около ее стола с презентаций-банкетов, хочет снова изобразить из себя социальных инженеров. Человеческих душ.

То, что есть, в том числе советское (и гражданское общество тож), и будет развиваться- преобразовываться. Самоходом, без глобальных замыслов и чуткого руководства идеологов. Не потому, что это хорошо, а потому, что так сейчас естественно получается. Интеллигент-обслуга измельчала и запродалась, народ стал равнодушен к идейной промывке. Ну так вывезет телега самоходом.

Традиционная советская культура плюс новая рыночная свободная стихия, плюс (если реанимируется) русская православная традиция. Молодежь в большинстве верующая, рыночная, свободная, "непоротая" - задел на будущее.

Фольклор же у нас - богатейший. Городской, маргинальный, блатной,, крестьянский еще (сказки, частушки), итрский (почитайте хотя бы давнишние "зияющие высоты"), да уже и компьютерный, наконец. После введения свобод все получили возможность развивать каждый свою субкультуру получилось целое созвездие субкультур и фольклоров, но в замкнутой столичной светской тусовке и в нивелирующем все стили и культуры до среднего уровня телеящике это не видно. Страна стала пестрой...

Только это, скорее, базар, а не собор, возводимый по чьим-то чертежам.

presnja, 5 мая 1999 года, 20:12.

"Вся новая культура на 99 процентов прозападная".

Я как раз не вижу какого-то особого процесса самоидентификации российской молодежи. Вся новая культура на 99% прозападная, а на 5% "псевдозападная", то есть по генезису не западная, например, "коммерческий" дзэн-буддизм, а на деле покупаемая по тем же западным расценкам.

И, повторюсь, глобализация при всех ее плюсах и минусах лишь будет набирать темп...

Чмерев тимофей викторович,

7 мая 1999 года, 16:36.

"Мы не говорим на одном языке".

Позвольте разобрать основной ваш пассаж прямо по тезам: "...Мы продолжаем говорить на одном языке...".

ЭТо на каком это "одном языке" мы говорим? вы пробовали с настоящим крестьянином о чем-нибудь говорить? он же просто ни одного слова не понимает! а вот этот лужковский говорок? это как? вообще просто шедевры витиеватости. Николай васильевич гоголь, наверное, еще раз перевернулся в гробу..

"... НО постепенно исчезает культурное единство...".

КОгда это оно было? во времена пугачевских религиозных войн? или там "смут"? кстати сказать, "крышу сдуло" национальному самосознанию именно от этих действий, - кражи патриарха из константинополя и никоновской реформы. С тех пор и ищем "национальную идею".

"... КОторое во многом держалось на любви к советским фильмам и уважении к классической русской литературе".

А вам, кстати, никогда не приходило в голову, что "война и мир" - это та же самая идеологическая конструкция (в смысле pr), что и "кубанские казаки". Вообще лев толстой тогда - это то же самое, что бондарчук во времена кинопостановки. Тоже, можно сказать, был "свой" автор. То есть я не знаю, как там у советских людей было с "уважением"... Я из личного знакомства с ними на протяжении 44 лет вынес мнение о том, что они никого не уважают и в целом (как народ), и в частности (как индивиды).

Кстати, о русской литературе и искусстве. А вы никогда не задавались вопросом, как мог бы выглядеть неореализм в россии? "чернуха" - это у всех на слуху, но как бы это выглядело, если снять нашу жизнь по-честному?

"белуха" получится?..

p.s.

ЗАБыл откомментировать одну мысль ростиславского: традиция все постоянно строить заново, по-моему, справедливо восходит к тому, что татары непрерывно сжигали деревянные русские города (рязань, кажется, 5 раз, сейчас не помню точно). Поэтому наша культура по существу не имеет материальных памятников.

Кто был в "разрушенной столетиями войн" европе, меня поймет. Там каждая скамейка или какая-нибудь воротина 300 лет стояла и столько же простоит. А здесь - московский кремль, построенный итальянским зодчим. Успенский собор вообще три раза рушился, пока итальянец его не перестроил, до сих пор стоит, правда, слегка косой, так как сохранил в себе посконную часть...

Федотов а.В.,

8 мая 1999 года, 20:57.

"Мы должны исходить из того, что русская культура сможет ожить".

Легче всего дать отрицательный ответ на все вопросы по принципу: "не трать, куме, силы, опускайся на дно". Но "барьеры" мешают - вера, надежда и все еще любовь к тому хорошему, что в нас осталось, к тому хорошему, что в нас было.

В поднятых автором четырех темах главная, на мой взгляд, четвертая - "культурный барьер". Здесь даже вопрос ставить страшно.

Мы должны исходить из того, что русская культура сможет ожить и объединить нацию. Нужно только отдавать себе отчет, насколько это важно, и искать к этому реальные пути. Здесь, как кажется, главное - возродить школу и любовь к русской классике, далее - возродить кино. И самое главное - вернуть публичному языку красоту и чуткость.

У нас сейчас наблюдается парадоксальное явление: все охотно острят и все, если неохотно, то часто коверкают язык, путают идиомы, употребляют не те синонимы и даже не те падежи. Парадокс, да и только! ведь остроумие - свидетельство особо изысканного отношения к языку но изыском пока не пахнет.

То же относится и к заимствованиям. В норме оно результат хорошего знания и своей культуры, и чужой.

Заимствование тоже своего рода культурный изыск, но и здесь пахнет отнюдь не изысками,

если на этот вопрос мы сможем ответить положительно, то сами собой отпадут и остальные три вопроса.

Мы примем тогда "умом и сердцем" свободный рынок, но это будет уже наш свободный рынок, с нашим собственным образом жизни. И генофонд восстановится, потому что инициативу перестанут наказывать, и она будет проявляться свободно в родной культурной среде.

И профессионалы появятся, ибо именно наличие культуры как таковой приведет и к культуре производственной.

Георгий хазагеров, 12 мая 1999 года, 13:32.

"На этом фронте мы проиграли окончательно и бесповоротно".

Пожалуй, на культурном фронте мы проиграли окончательно и бесповоротно. Тут мы далеко не одиноки, но опять же беззащитнее многих. Истинно народная культура мелкими дребезгами пылится по углам и интересует по большому счету только этнографов и горстку энтузиастов, типа покойного покровского (а потому что неприбыльно!). Конечно, зарубежное влияние не всегда так уж тлетворно, и иногда достаточно удачно прививается на нашей почве, но по большому счету все это суррогат. Но повторю, беда это не только наша. И происходит она скорее из гораздо более ранних времен. Ну что же, утешимся хотя бы тем, что в будущей мировой культурной палитре все же останутся какие-то оттенки нашей былой самобытности.

Михаил пескарь, 14 мая 1999 года, 01:55.

"Всех выслушаем и ответим по-своему".

Как-то искренне спокойно в плане самостоятельности культуры и ее национальной, даже мировой значимости. Мы проходили всякие влияния: греков, французов, немцев и проч. Вспомните, как сумароков во времена оны предлагал не принимать в язык иноземное "галоши", а заменить их добротным россиянским "мокроступы". Конечно, сейчас вопрос стоит шире языковых заимствований. Но да и тут не может быть двух мнений: всех выслушаем, а в итоге ответим по-своему..

Сергей пылев, 14 мая 1999 года, 17:16.

Авторский комментарий.

Большое спасибо всем, кто откликнулся на мои вопросы: и тем, кто просто порассуждал на заданную тему, и тем, кто съязвил по поводу самой их постановки, но особенно тем, кто дал на них "вдохновляющие" ответы. Я называю "вдохновляющими" ответы аргументированно оптимистичного характера.

Честно говоря, я не верю в то, что подобная дискуссия может привести к выяснению истины. Вы спросите, зачем тогда вообще мне во всем этом участвовать. В самом деле, не тратить же время на литературные упражнения только для того, чтобы продемонстрировать свои умственные способности. Ларчик открывается просто - мною движет чисто эгоистический мотив. Мои вопросы - лишь формальное отражение сомнений, которые меня по-настоящему мучают.

Собственно, ради нескольких ответов "вдохновляющего" типа я и формулировал вопросы. Эти ответы нужны лично мне для подпитки своего слабо обоснованного оптимизма.

Воздержусь от детальных комментариев в знак уважения к позиции каждого из участников дискуссии. Все точки зрения имеют право на жизнь, но не могу не высказать удивление только одним фактом. Для меня стало некоторой неожиданностью активное проявление "государственного мышления" у участников. Довольно высокий процент ответов включает в себя формулировки типа "если государство", "пока государство", "нужно, чтобы государство".

Впрочем, справедливости ради замечу, что более далекие от интернета люди, с которыми мне приходится иметь дело, гораздо чаще и охотнее ругают государство, требуя от него чудес.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика