Трудно только первые 10 лет.

Одним из наиболее знаковых явлений нынешнего года, без сомнения, стала череда 10-летних юбилеев, которые празднуют один за другим пермские организации, предприятия и фирмы. Тот, кто прошел этот путь, может смело сегодня называться ветераном, который завоевал право гордиться хотя бы тем, что выжил и еще работает. Шрамы ветерана - свидетельства борьбы с острыми подводными камнями хаотичного рынка, раны его - наглядное пособие для молодых, которые таких ран уж точно уже не получат. Поскольку минувшие 10 лет были уникальными. С ними попросту нечего сравнить.

Минувшая "десятилетка" вошла в историю как период становления новых отношений в обществе в целом и в бизнесе в частности. Именно на этом, противоречивом донельзя, стыке ожиданий и чаяний социума с требованиями бизнеса возникали в те годы первые частные пермские телекомпании, наиболее заметной из которых можно сегодня без особых преувеличений назвать "рифей-пермь".

"Рифей" становящийся.

В октябре 1991 года в перми начал вещать второй независимый телевизионный канал. "Рифей" выходил в эфир по утрам с 8.30 до 10.00 часов в "окнах" на канале "санкт-петербург".

Первые работники телекомпании были людьми в высшей степени разношерстными. Первое время они занимались в основном тем, что пытались определиться, чего же они хотят от этого нового для себя дела. Каждый понимал задачи телевидения по-своему. Кто-то видел в нем новый способ быстрого и относительно безболезненного зарабатывания денег;

кто-то - высокую социальную функцию. Годы расставили все на свои места и показали, что не правы были как первые, так и последние: телевидение - это действительно дело прибыльное, но - при выполнении определенных правил игры, в которые далеко не в последнюю очередь входит высокая ответственность перед зрительской аудиторией.

Но это понимание пришло уже потом. Пока же на канале появились первые собственные передачи: развлекательная авторская программа о музыке сергея четверухина "4у", обзор криминальных новостей "башня" - совместный проект с пресс-службой увд (автор и режиссер - игорь южанинов, ведущие - александр шихов и игорь южанинов); спортивная программа об ушу "волшебный дракон" (автор и ведущий - андрей кычкин).

А иные передачи сегодня воспринимаются совсем уж трогательно в свете дальнейших судеб их бывших авторов: например, информационно-развлекательная программа для молодежи "привет", которую делали ставшие сегодня легендарными личностями павел пьянков (ведущий программы yeah! на телеканале "максима") и сергей кущенко, ныне известный как президент баскетбольного клуба "урал-грейт".

Конечно, в то время на телеканале не было и речи о какой-либо выстроенной программной политике, никто и словосочетания-то такого не знал. Ребята просто делали то, что было интересно. Однако уже в первые годы существования "рифей" пытался создавать серьезные художественно-публицистические работы. Так, телевизионный фильм "отец сергий" режиссера светланы миралевич, созданный совместно с областным телевидением "т 7", получил гран-при на международном фестивале молодежных фильмов и программ в воронеже. А фильм "светлый путь" о жизни престарелых одиноких женщин, созданный все той же с. Миралевич, в 1992 году получил гран-при на региональном фестивале в томске и, по оценке газеты "известия", вошел в десятку лучших телевизионных фильмов и передач 1993 года.

Творческое сотрудничество с другими телекомпаниями продолжалось и в дальнейшем. В 1995 году совместная работа телеканала "рифей" и телекомпании "объектив" (г. Чайковский) - телефильм "нездешние молитвы", снятый на основе писем и прозаических произведений марины цветаевой режиссера михаила трофимова - получил приз на международном фестивале в сочи, а оператор фильма виталий патрушев вошел в шестерку лучших операторов россии.

В 1994 году новым сетевым партнером "рифея" стал телеканал "тв-6. Москва". В том же году под руководством натальи андрейчиковой появилась первая информационная программа "рифея" - еженедельная передача "проспект" об основных городских событиях.

Позже, в 1996 году, в эфир вышла ежедневная информационная программа "телевизионная служба новостей" во главе с вячеславом дегтярниковым. Именно этот год стал для "рифея" во многом переломным, поскольку с появлением регулярных новостей его социальная значимость увеличилась, а значит, увеличилась и аудитория. Телекомпания все больше привлекала к себе внимание. Это было, с одной стороны, хорошо, а с другой...

Впрочем, на этом стоит остановиться подробнее.

"Рифей" мятущийся.

1996 год был очень памятным и во многом определяющим как для телекомпании, так и для всего города. Приближались выборы главы перми, а действующий градоначальник владимир филь имел, скажем так, большое влияние на молодую телекомпанию. При всех разносторонних и зачастую сомнительных качествах владимира емельяновича нельзя не отдать ему должное: он четко понимал, что поддержка городского телеканала на грядущих выборах станет если не козырным тузом, то уж дамой-то - точно.

Так что "тсн" появилась благодаря помощи именно

в. Филя, хотя дальнейшая судьба телекомпании сложилась по совсем уж непредусмотренному сценарию. На выборы мэра перми против действующего главы владимира филя как-то неожиданно для многих заявился предприниматель юрий трутнев...

Сегодня многие помнят громкий скандал, раздутый на этих выборах вокруг каких-то несчастных по нынешним меркам листовок, выпущенных анонимно работниками штаба кандидата филя против кандидата трутнева. Громкие обвинения, эмоциональные репортажи - чуть ли не о похищении людей шла речь, о полном криминальном беспределе... А после того, как скандал закончился, как-то неожиданно обозначились его результаты. Ю. Трутнев победил в первом туре, а новости "рифея" (а значит, и всю телекомпанию в целом) зрители начали воспринимать более серьезно, и тем, кто их создавал, стало понятно, что началась действительно важная работа по дальнейшему становлению и развитию компании.

Именно на 1996-1997 годы пришелся период окончательного "утрясания" вопросов собственности и назначения высших менеджеров компании. Проходил этот процесс довольно болезненно, и кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба "рифея", если бы не взвешенная политика генерального директора компании александра густомесова, занявшего четкую позицию: хорош тот собственник, при котором компания может развиваться (а не только "кормить" хозяина), а сотрудники имеют возможность творческого самовыражения и достойные заработки. На этом постулате и была основана вся дальнейшая правовая, творческая и хозяйственная деятельность "рифея", и в 1997 году "рифей" получил статус городской телекомпании.

"Рифей" растущий.

Собственное вещание в то время составляло уже 5 часов в день, охват - город и близлежащие районы. Расширялся собственный показ кинофильмов, стала выстраиваться четко продуманная программная политика. Во многом благодаря работе программного директора ирины щегловой телеканал становится одним из лидеров зрительских рейтингов в перми. В то же время расширяется и собственное информационное вещание - "телевизионная служба новостей" под руководством директора службы виталия лагутина переходит на два выпуска в день.

Еще один серьезный успех на пути расширения информационного поля телекомпании - создание в 1998 году ежедневной утренней информационно-сервисной программы "новый день", которая осуществляет вещание с 6.00 до 9.00 часов. Подавляющее большинство наблюдателей, так или иначе близких к телерынку, прочили этой программе скорую гибель - ведь вышла она вскоре после знаменитого августовского кризиса, когда само понятие "деньги" вновь стало приобретать виртуальный оттенок. Но "рифеевцы" доказали, что смотрели тогда куда дальше злопыхателей.

Сегодня "новый день" - популярный и, что немаловажно, самоокупаемый телевизионный проект.

К 1998 году телекомпания наконец-то окончательно решила вопрос с формой собственности, одновременно закрыв все вопросы, имевшиеся у собственника прежнего. Изменилось и название: к слову "рифей" добавилось слово "пермь".

Оправдывая статус городской, телекомпания становится все более активным участником социально-политической жизни перми. Так, в 1999 году появляется еженедельная информационно-политическая программа "параллели" о политической жизни прикамья. Автор и ведущий - главный редактор компании игорь южанинов.

В том же году "рифей-пермь" становится организатором проведения в перми "ночи пожирателей рекламы", которая уже традиционно является одним из мероприятий, приуроченных ко дню города.

В 2000 году традицию художественно-публицистических программ продолжает цикл юлии тунгусковой "я люблю тебя, пермь!".

В прошлом году телекомпания "рифей-пермь" пошла на очередной рискованный шаг - смену сетевого партнера. Отказавшись от сотрудничества с "тв-6", "рифей-пермь" стал работать с телекомпанией "ren-tv" (москва). Как ни странно, прогнозы скептиков о падении рейтингов зрительских симпатий вновь не оправдались. Более того, смена сетевого партнера значительно расширила аудиторию телеканала.

Сегодня телекомпания "рифей-пермь" по праву стала одним из самых влиятельных сми региона. Ее ежедневная аудитория - это сотни тысяч человек, что делает компанию весьма и весьма привлекательной для рекламодателей. А значит, можно смело заявить, что "рифеевцы" нашли-таки эту оптимальную грань между чистым бизнесом и социальной значимостью. В этом, пожалуй, и есть главный итог прошедших 10 лет.

Слово директора.

Александр густомесов, директор телекомпании "рифей-пермь":

- вот уже 10 лет, как в пермском эфире для вас работает телекомпания "рифей-пермь". Для всех нас эти годы были очень насыщенными, а потому кажется порой, что они пролетели незаметно. Но сегодня, оглянувшись назад, мы увидим сложный и во многом показательный опыт становления региональной негосударственной телекомпании. Что сегодня значит для перми наш телеканал?

на протяжении 10 лет сотни тысяч пермяков с интересом смотрят "рифей-пермь". Ежедневные новости, лучшие отечественные и зарубежные фильмы и сериалы, спортивные и развлекательные передачи, любимые мультфильмы... Все это - в эфире нашей телекомпании. И что еще важней, "рифей" - это наши постоянные телезрители. Я искренне благодарен им за внимание к нашему каналу. За то, что они неравнодушны к нашей работе.

За то, что своим вниманием они помогают нам создавать наше телевидение, телевидение нашего города. Именно их участие позволяет сегодня сказать, что телекомпания "рифей-пермь" стала неотъемлемой частью пермской жизни.

10 лет - это годы тяжелой работы, напряженного творческого поиска своего "лица" и своего зрителя. Но это лишь малая часть того, что нам предстоит сделать. Впереди у "рифея" - большой путь и много новых идей. Некоторые из них воплотятся в жизнь уже скоро. Это значит, что телекомпания постоянно растет и развивается, стремится к усовершенствованию. Думаю, что зрители останутся с нами еще на долгие и долгие годы, а мы постараемся оправдать их ожидания.

Слово редактора.

Игорь южанинов, главный редактор телекомпании "рифей-пермь":

- пожалуй, для любой местной телекомпании было бы гораздо проще быть лишь сетевым партнером какого-нибудь популярного телеканала и продавать в нем эфирное время. Это спокойнее, надежнее и в конце концов прибыльней. Однако, по моему глубочайшему убеждению, телевидение только тогда может считаться средством массовой информации, если оно производит собственные программы.

Мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что собственное производство - это для регионального телевидения дело неблагодарное и убыточное. Однако мы также всегда понимали, что свои, местные передачи, прежде всего новости - это и есть то самое "лицо" телеканала. Не имея своего "лица", ты не можешь с полным правом называться полноценной телекомпанией.

Именно поэтому с самых первых дней своего существования наша телекомпания уделяла огромное внимание собственному производству. Сначала - отдельные фильмы, передачи, затем - более постоянные проекты. И сегодня телекомпания выдает в эфир около 5 часов собственного вещания ежедневно. Это гигантская работа, которую делает более чем компактный по "общетелевизионным" меркам творческий и технический коллектив.

Программы "рифея" известны всем пермякам. Это, в первую очередь, "телевизионная служба новостей" - оперативная информация о городских событиях дня. Утренний канал "новый день" - информационно-сервисная передача, дающая информацию о наступающем дне. Передача о футболе "в девяточку", пользующаяся заслуженной популярностью у всех болельщиков.

И, наконец, "я люблю тебя, пермь!" - передача о нашем любимом городе.

В канун 10-летия мы выпустили новые собственные проекты: например, "прямой эфир", где будут обсуждаться актуальные проблемы. Скоро появится передача "как живешь, губерния?" - о жизни пермской области. А это значит, что телекомпания "рифей-пермь" расширяет не только информационное поле, но и географию вещания.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика