Пыльная быль.

В подмосковном раменском прошел двухдневный рок-марафон "нашествие".

Еще два года назад на этом фестивале с беззаветной верой в русский рок, проповедуемой молодым "нашим радио", было больше задора, чем соответствия своему названию. Первое "нашествие" проходило зимой 1999 года в "горбушке". Буйное цветение фестивального движения в 2000 году поставило вопрос о существовании фестиваля как такового, и ответом стало перенесение смотра-конкурса на открытый воздух и превращение его в едва ли не главное событие музыкального года. Второе "нашествие" пугало своими толпами и децибелами окрестных жителей и проезжающие электрички двое суток подряд и собрало на своей сцене едва ли не все команды, которые находились в ротации "нашего радио". Его ареной стал ипподром города раменское достаточно большая площадка для вмещения всех желающих и удовлетворения амбиций организаторов. Третье "нашествие" прошло там же. Зрители съезжались на мероприятие в возбуждении и давке, наблюдавшейся на казанском вокзале с самого утра.

В этом году была своя интрига: генеральному продюсеру "нашего радио" михаилу козыреву наконец удалось зазвать на фестиваль строптивого юрия шевчука, который считает "наше радио" излишне конформным по отношению к попсе и принципиально не участвует в мероприятиях, которые сам не организует. Ценой стало участие в программе фестиваля нескольких абсолютно неизвестных групп - местами любопытных, местами просто жутких, - рекомендованных "батькой шевчуком". Так что 5 августа, второй день фестиваля, был почти полностью отдан на откуп продюсерскому жару лидера ддт. Впрочем, радиостанция выкатила и свою "молодую обойму" - мероприятие, согласно предварительным заявлениям, должно было стать "площадкой для новичков, которым помогают продвинуться звезды".

Первый день фестиваля начался с явления "виновника торжества" - михаила козырева. Свистнули фейерверки, декорации разъехались, и на сцене появился генпродюсер "нашего радио" в черной рясе с надвинутым капюшоном и с электрогитарой в руках. Сыграв несколько "тяжелых" пассажей, козырев поприветствовал собравшихся и представил первую группу: таллинско-питерскую команду "конец фильма". Выстрелившая весной этого года смешной русской переделкой позабытой уже песни "living next door to alice" группы smokie, "кф" открыла фестиваль своим радиохитом "ночь одиночества". Шутники-балагуры в жизни и неплохие стилизаторы на сцене, музыканты "кф", к сожалению, не замечательны более ничем.

Первый день оказался богат на выходки. Группа "мультфильмы", уставшая от постоянных упреков в неумении играть и петь, покрасила лица серебрянкой, оделась в прозрачные полиэтиленовые чехлы (отчего музыканты стали напоминать стоящие на сцене гигантские мобильники) и исполнила двадцатиминутное попурри из своих песен - только вместо оригинальной мелодии отчего-то использовалась музыка с последнего альбома зубодробительной немецкой команды rammstein. "Зачем выделываться на таком фестивале? - говорил потом за сценой лидер группы егор тимофеев. - Гораздо лучше посмеяться, превратить все это в прикол". Впрочем, выходке самой постмодернистской русской рок-группы "ногу свело" все равно равных не было. Петь, ездя перед сценой на лошади, - это еще цветочки. Во время исполнения "матной песни" (так из соображений цензуры была переименована композиция, посвященная тому самому аисту, который приносит потомство) задник сцены опустился, а когда его медленно подняли на прежнее место, то к нему был прицеплен четырехметровый, шокирующий натуральностью своего вида детородный орган со всеми сопутствующими элементами человеческой анатомии.

Если сравнить первый день с линией электропередачи, то он выглядел, как вполне образцовая лэп: провисающую юношескую невнятицу новичков ("мертвые дельфины", "магнитная аномалия") подпирали ударные сеты мастеровитых старых и молодых хит-мейкеров - "неприкасаемые", "ленинград", найк борзов. Последний вполне мог бы посоперничать со "сплином" за пальму лучшего выступления первого дня. Питерцы за последний год обзавелись прекрасной пластинкой и научились великолепно общаться с залом, а их добродушный хит "мое сердце" только недавно слез с верхней жердочки русских радиочартов. Их группа-побратим "би-2" на таком фоне выглядела бледновато, друзья перестарались, не иначе. Флагманы уральского рока "чайф", одни из хэдлайнеров первого дня, в очередной раз сыграли свою повторяющуюся от концерта к концерту программу, добавив к ней несколько хитов со своего последнего альбома "время не ждет". За кулисами выяснилось, что из-за опережения графика гордости урал-рока пришлось трудиться на сцене намного больше запланированного, что сломало некую заранее припасенную драматургию их выступления и превратило статусную группу в "затычку", которой залатали временную дырку.

Закончился первый день более чем часовым выступлением мастодонтов русского хеви-метала группы "ария", специально для которой ручки на аппаратуре вывернули до предела - так, что стоявшие под колонками журналисты просто оглохли. Фейерверки бахали, декорации и шоу впечатляли, а на последнюю треть концерта на сцену вышел оркестр "глобалис" под управлением кирилла кримца (не новички в роке: кримец уже работал с группами "мумий-тролль" и "чичерина"). На поле кто помладше - наслаждался чудесами пиротехники, кто постарше - вдыхал концентрированный запах середины 80-х, когда название этой группы было написано на каждой стене. С какой стати "наше радио" выдало кредит главного хэдлайнера группе, чья безнадежная замшелость прямо пропорциональна ее псевдоготическому пафосу и пошловатой романтике металлического героизма, осталось загадкой. Кстати, до образования "арии" ее лидер кипелов был наряду с лидером "любэ" николаем расторгуевым участником виа "лейся, песня".

Второй день провис. Открывшись крепким, как утренний кофе для усталых после вчерашнего зрителей, выступлением заводной питерской группы "ночные снайперы", не побоявшейся в столь ранний час устроить несколько премьер песен с альбома (к записи которого музыканты только приступят осенью), второй день медленно начал скатываться в бесконечную грохочущую радиорутину. Правда, не сразу, а после выступления группы "башаков" (ранее - "башаков-бэнд") - очаровательной питерской команды, играющей трепетный и хипповый, почти бардовский по звуку рок. "Мне кажется, мы вообще не вписываемся ни в один формат", - сказал корреспонденту "нг" лидер группы михаил башаков, в свободное от музыки время диджей петербургского радио "балтика". Публика (за крайне вялым исключением) отреагировала на группу гробовым молчанием, и та покинула сцену, отметившись на ней тремя песнями.

Есть целый ряд групп, которые не только всегда играют одно и то же, но и звучат, "как на диске". И плохие девчонки из "восьмой марты" со своей забавной кавер-версией песни бг "212-8506" ("борис гребенщиков гонится за мной, у борис гребенщиков не в порядке с головой"), и бессмысленная в своей тяжести и вторичности по отношениям к западным образцам так называемой "альтернативы" группа "total" (питомцы "крестного отца" линды, неутомимого продюсера максима фадеева), и хардкорово-кришнаитская группа "небо здесь", накладывающая на рев гитар дидактичные тексты, - увы, увы. Единственной "альтернативной" группой, которая хотя бы как-то запоминалась, была питерская группа "джан ку", но и у нее техническая мастеровитость и интересные аранжировки посыпались дустом чудовищной лирики.

Завершал фестиваль полуторачасовой сет "виновников торжества" - группы ддт, имеющей, по словам михаила козырева, у слушателей "нашего радио" статус едва ли не святой. Их ждали в прошлом году - не дождались, музыканты не захотели прерывать свой отпуск. В этом - приехали с целой обоймой невнятных молодых команд, чем заслужили раздражение других, не менее статусных хэдлайнеров. Шевчук продолжил свой многолетний крестовый поход против всего - со сцены неслись "фонограмщик" и другие социально заряженные композиции, снабжаемые дидактичными комментариями. Отчего-то главные хэдлайнеры играли только "би-сайды" со своих альбомов прошлых лет, сместив все известные хиты к концу, поближе к бисам, во время которых были исполнены традиционные "родина", "новое сердце" и другие хиты. Закончили, естественно, песней "это все", после которой грянул прощальный салют.

Прошлогоднее "нашествие" было рисковым делом, от которого исходил нежнейший запах первопроходческой романтики. Нынешнее - большое, тщательно срежиссированное шоу, а заодно и смотр-конкурс передовых отрядов шоу-бизнеса. Любой радиофестиваль словно воспроизводит эфир станции-организатора. Статусный, богатый "максидром" из года в год блистает хитами и не раз прославившимися персонажами. "Нашествие" подобно радийному детищу козырева решило стать инкубатором русского рока - и провалилось в дыру, имя которой - перенасыщение рынка. Превратив (в отличие от прошлого года) фестиваль в "площадку молодняка", "нашествие" свалило в кучу всех подряд: явных будущих хит-мейкеров из группы "butch", неумелых провокаторов из "сп бабай", известных и неизвестных. Козыреву очень хотелось посмотреть, есть ли на нынешнем музыкальном небосводе хоть что-нибудь, что не называется дурацким словом "рокапопс", и результат этого эксперимента, надо думать, оставил его в недоумении. Алексей крижевский.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика