Мульти-пульти-волшебство.

Давно ли вы смотрели мультфильмы? давно? а зря. Поверьте, искусство мультипликации не исчерпывается историями про чипа и дейла.

Убедиться в этом позволила очередная акция проекта "настоящее кино" - представленная в "орленке" панорама немецкой анимации. Она включала в себя программы "силуэтные фильмы лотты райнигер" и "новое анимационное кино германии".

Волшебница лотта райнигер.

Лотта райнигер - создательница первого в истории кино полнометражного мультфильма ("приключения принца ахмеда" - он был показан в "орленке").

"Обаяние и грация, изящество и нежность, остроумие и игра - силуэты и силуэтные фильмы лотты райнигер можно описывать разными словами. Это поэзия и женственность. Веселье и юмор. И, конечно, фантазия. Но прежде всего - волшебство" (вальтер шоберт, директор музея немецкого кино).

"Принц ахмед" - тоже о волшебстве, о колдовских чарах, которые прелестная дама испытывает на своем возлюбленном (в основе фильма - восточные мотивы "тысяча и одной ночи"). Тысяча и одна ночь - с 1923 по 1926 год - потребовалась л.Райнигер для создания этого фильма.

"Силуэтный фильм" - в этих словах есть что-то неповоротливое и неуклюжее. А на самом деле фильмы л.Райнигер легкие, "порхающие". В мертвую бумагу она вдыхала жизнь, черные фигуры наделяла неповторимыми характерами. Она придавала героям лишь контуры - и больше ничего. Но волшебная сила ее искусства заставляла зрителей видеть живые черты там, где были лишь очертания.

Такая легкость однако доставалась кропотливейшей работой. У л.Райнигер не было ничего, кроме бумаги и ножниц - ее "волшебных палочек". С ними она обходилась ловчее, чем иные с кистью. Театр теней и силуэты - эти две старинные формы искусства связались воедино в ее фильмах. В театр теней она играла всю жизнь (и даже написала об этом книгу). И всю жизнь вырезала силуэты - начиная с театрального училища, когда делала силуэты великих актеров, подмечая самое характерное в их ролях.

Кроме "ахмеда" в "орленке" демонстрировался и фильм "папагено" (по мотивам "волшебной флейты" моцарта), о котором жан ренуар говорил, что это самый убедительный изобразительный эквивалент музыки моцарта. По собственному признанию, лотта была "просто помешана на моцарте", и он "красной нитью" проходил через жизнь и творчество этой женщины.

Всего 40 фильмов - "творческое наследие" л.Райнигер, которая за границей была порой более известна, чем у себя на родине. Ее уникальным способностям в жанре "силуэтного кино" так и не нашлось преемника.

Новые волшебники.

Программа "новое анимационное кино германии" подарила зрителям целый букет жанров, стилей, технических и смысловых находок. Мультфильм, будучи жанром "детским", оказывается, может быть одновременно и увлекательным, и умным, и стильным.

Вот, например, мудрая японская притча "птица ночи" (реж. - Крист вимер) - с восточным колоритом, пластикой, сосредоточенностью. И не скажешь, что "сделано в германии". Пейзажи в этом фильме - настоящие живописные шедевры.

"Слишком маленький" (реж. - М.Краузе-андерсон) выполнен из пестрых лоскутов ткани, в стиле примитивизма. Тряпочки в цветочек - и веселые, очаровательные, подвижные персонажи. Такая комическая версия "гадкого утенка", который... Нет, не становится прекрасным лебедем, а остается самим собой - прелестным утенком.

В авангардной "анне по прозвищу хромоножка" (реж. Рольф хофманн) идеи об искусстве и мироустройстве "упакованы" в смешную и яркую форму. Красочный мир, населенный обаятельными чертятами и добрыми маленькими ведьмами, заполненный геометрическими телами и астрологическими знаками. Забавная история, не лишенная занятных мыслей. Ну, например: анна хромоножка встает на голову - и мир переворачивается (свежий взгляд на мир? новый ракурс?).

Или - ищет край света, а приходит к концу света, после чего возвращается домой, чтоб заняться спортом (чем не дело для ведьмы?).

Наконец, трехминутный "остров" (реж. Лутц штютцер) - остроумнейшая миниатюра о разнице между полами. Кораблекрушение. На острове - трое дрожащих мужчин "без ничего". Подплывает русалка, любезно протягивает им кусок ткани. Последний кадр: по-прежнему голые, но ободрившиеся герои кричат "ура!" под развевающимся флагом...

Все эти "веселые картинки" приводили в восторг заполненный зрителями зал. Супермастерство немецких аниматоров и впрямь принималось как волшебство.

Ольга горнова.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика