Мультики со знаком качества.

Посольство канады открыло в москве ретроспективный показ фильмов классика канадской анимации, многократного лауреата премии "оскар" фредерика бака. В апреле ему стукнет 77 лет, и поэтому неудивительно, что он не нашел сил приехать в москву. Тридцать лет назад бак уволился из школы изящных искусств в монреале, где преподавал живопись, и перешел в отдел анимации радио-канада. Помимо своей основной работы он создавал витражи и даже занимался исследованиями в области росписи по стеклу. Но всемирную славу баку все-таки принесли мультфильмы.

В рамках показа было представлено 5 мультиков: "человек, который сажал деревья", "могучая река", "бах!", "сотворение птиц", "таратата".

В 1987 году мир увидел "человека, который сажал деревья", а через год бак получил за него "оскара". Это рассказ об одиноком человеке, который преодолел отчаяние. Посудите сами, на протяжении 40 лет в безлюдной степи человек сажал деревья. Он так долго был один, что в конце концов разучился разговаривать. Страну сотрясали войны, но он даже не знал о них. Во всей красе бак показал миру триумф труда. Правда, его герой, который построил на мертвой земле город-сад, умер в приюте для одиноких стариков. Да, видимо, когда бак создавал этот мультфильм, он помнил, что настоящий мужчина должен посадить дерево. И не одно. В общем, мультик со смыслом.

"Могучая река" (1993 г.), Так же как и "человек, который сажал деревья", принесла баку "оскара". Незамысловатый рассказ о том, как французы захватили землю, издревле принадлежащую индейцам. Во всех подробностях бак показывает, как колонизаторы построили квебек и как со временем он превратился в крупный порт. Не обошлось без жертв. Европейцы убили всех животных и отравили реку. По слухам, активистам "гринпис" и индейцам этот мультик очень понравился. "Могучая река" - история о том, как люди надругались над природой и были за это жестоко наказаны.

Любители фольклора по достоинству оценили мультфильм "бах!" (1981 год), ведь в нем звучат известные квебекские и французские песни. В 1982 году бак получил за него "оскара". Здесь автор уже не ставит проблему человек - природа, и мультик не осложнен подтекстом. Главный герой рубит дерево и делает из него кресло - и так на протяжении всего мультфильма до тех пор, пока герой не умирает, а кресло не отдают в музей. Когда уходит последний посетитель и музей закрывают, кресло вспоминает старые добрые времена. Бак явно ностальгирует.

Что касается "сотворения птиц" (1977 год), то это баковское видение сотворения мира, основанное на индейских легендах. Осень в виде волка, зима в виде белого медведя, а верховный бог - это большой индеец, который лежит на облаке и задумчиво курит трубку. По просьбе маленькой девочки он превратил опавшие листья в птиц. Круглый год они кружились над поселением индейцев и радовали малышей.

"Таратата" (1997 год) из индейского рая возвращает зрителей в шумный город как раз в тот момент, когда жители отмечают очередной праздник. Всем весело, люди кричат и машут флажками. И только маленькому мальчику с собакой нет до этого никакого дела. Он сидит на тротуаре с закрытыми глазами и представляет, что на месте грохочущего города раскинулся сад. По воле одного ребенка из шума родилась музыка. Но его окружили люди, и волшебство исчезло. Город проглотил ребенка.

Складывается такое впечатление, что бак делал мультики для взрослых, потому что осознание тех глобальных проблем, которых он коснулся, приходит лет этак после тридцати.

Юлия серегина.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика