Монолог с позиции заинтересованного лица.

- Читаете ли вы газету "московская правда" и что можете сказать о ней? - обратилась я с вопросом к народному артисту ссср, художественному руководителю малого театра юрию соломину.

- Я ведь, как кулик, который хвалит свое болото и тянет в свое болото, - улыбнулся в ответ юрий мефодиевич. - В вашей газете я обратил внимание на пятничную страницу, посвященную искусству. И хотя она выходит только раз в неделю, в ней дается значительно больше материалов, чем в других газетах.

И раньше, и сейчас в прессе, на телевидении много говорят о спорте, кто, где и что выиграл, кто проиграл. Я не против спорта, пусть так и будет, но только обидно, что о культуре вспоминают лишь по каким-то избранным годам и датам. Правда, мне могут сказать, что сейчас на телевидении есть канал "культура". Но его смотрит далеко не вся россия. Да и вообще трудно стало разбираться, где, какой канал и в чьих он руках.

Если уж ориентироваться на запад, а этим мы теперь только и занимаемся, то там есть специальные каналы для любителей: спортивный, на котором весь день говорят и показывают только спортивные сюжеты, есть детский, где крутят прекрасные мультики и разные передачи для ребятишек. Я все это видел своими глазами. Отведено там место и политике, но не в таких диких масштабах, как у нас. У нас же по сути все каналы одинаковые и по всем каналам говорящие головы. Если бы среди населения провели референдум, думаю, что все каналы пришлось бы закрыть. Но коль скоро у нас телевидение больше разговаривает, пусть уж информационные программы касаются и культуры тоже. Каждый день. А не тогда, когда где-то кто-то умер или что-то там сделал. Хорошо, конечно, что добром поминают ушедшего человека, но лучше бы было сказать ему об этом при жизни. И это должно касаться не только москвы и петербурга. У нас по всей стране множество талантов. А информации о них мало. Не по телевидению только, а вообще в средствах информации, в прессе.

Если же говорить о "московской правде", то с позиций лица заинтересованного мне приятно, что по пятницам газета дает такой большой разворот культурных событий. Но я бы пожелал, чтобы это происходило не только по пятницам, но хотя бы и по понедельникам тоже. Тут же может возникнуть вопрос: а почему еще по понедельникам? разве у нас не каждый день работают музеи, библиотеки, не каждый день идут спектакли? и не только в московских театрах. У нас сейчас театров о-о-о-чень много, и хотя бы раз в неделю писать о театрах - это о-о-о-чень мало. (Растягивая слово "очень", соломин озорно улыбается.).

ВОт такое мое пожелание. Понимаю, к нему можно отнестись несерьезно, сказать, что я "тяну одеяло на себя". Но я же говорю не только о своем малом театре, а о театрах вообще, вообще об артистах. Что значит писать об островском? это значит тянуть одеяло на островского. Или писать о пушкине, чехове, шекспире или о чайковском, солженицыне. Кстати, солженицын в последнее время куда-то исчез, о нем перестали писать, говорить, показывать по телевидению. Это неверно. Культура наша необъятна, великих имен в ней - несть числа.

Говорят: надо найти положительного героя. А чего его искать, герои есть, их много. Только нужно их видеть и говорить, писать о них. Я понимаю, что нужно бороться со спидом и наркотиками. Телевидение особенно занято этим сейчас. Но не менее важным, чем борьба со злом, должна быть пропаганда хорошего, того доброго, что делается у нас. Весь вопрос только в том, как надо это делать.

На положительных примерах людей надо воспитывать с детства. А куда подевались наши прекрасные народные сказки? мультфильмы? когда лет 15 - 20 назад я был в швеции, там продавались шоколадки и конфеты с нашими картинками из сериала "ну, погоди!" - зайчик и волк. Разошлись по всему миру. И это было п-п-р-р-е-е-к-р-а-с-н-о! (соломин снова растянул слово, подчеркивая значимость сказанного.) Еще можно поспорить, что лучше - наш сериал или диснеевский. Да что спорить, они - на равных! пусть победит дружба. А куда исчез наш национальный герой иванушка-дурачок? а он умный был, добрый был, справедливый, хитрый - все качества национального характера были в этом образе. Где он сейчас, хотел бы я задать вопрос, только не знаю, кому. Куда делся иванушка-дурачок, который всегда всех побеждал, всем помогал и в финале выходил самым красивым и благородным? а куда делась баба-яга, которая тоже нужна? куда девался кащей бессмертный, тоже из национальных героев? а илья муромец? а три богатыря? я этого не могу понять!

показывают нашим детям каких-то там черепашек или лягушек ниндзя. Не вдаюсь в их качество, наверное, это здорово сделано, они там профессионалы. Но они нам чужие, эти ниндзя. У нас же была своя царевна-лягушка. И где наши детские книжки сказок с чудесными билибинскими иллюстрациями? ничего сейчас этого нет. И мне очень обидно по-человечески за себя и за мою внучку. А таких дедушек, как я, многие миллионы. И таких внучек и внуков тоже миллионы. Почему с нами не считаются?

на телевидении у нас, если не разговоры, то "шоу". Замордовали совсем этими "шоу". Тоже, между прочим, в подражание. Но, когда смотришь бенни хилла, видишь, что это - мастер! когда же у нас показывают нечто подобное, думаешь: ну, что же он, бедненький, так ломается, неужели не нашлось более способного человека делать то, что он там творит?

или еще пример. 200-летие со дня рождения пушкина. И все, кому не лень, читают "евгения онегина" - дворники, милиционеры, водители. Это плохо! плохо! нет, я согласен, что пушкина должны знать все. Но читать должны профессионалы, как писал грибоедов, "с чувством, с толком, с расстановкой". Поэтому было бы лучше, если бы этот самый "проект", как модно теперь выражаться, осуществляли бы олег ефремов, галина волчек, юрий любимов, валентин гафт, покойный николай александрович анненков, молодые актеры. У нас обойма талантливых артистов и в петербурге - алиса фрейндлих, кирилл лавров, андрей толубеев. Почему они не были задействованы в этом "проекте"? они все должны были в нем участвовать. Но нам уж очень хотелось показать, что народ прямо-таки зачитывается пушкиным. Это неправда, это мы лгали себе опять! можно было бы и по всей россии проехаться, и в каждом театре нашлись бы для этого актеры, и в национальных театрах тоже - якуты, башкиры, татары, калмыки, о которых, кстати, писал пушкин. Вот что надо было бы сделать.

К сожалению, культурой у нас сейчас стали заниматься очень многие, делая из этого бизнес. Занимаются люди, которые, видимо, в этом бизнесе что-то понимают, однако ничего не понимают в культуре. А культурой должны заниматься профессионалы своего дела, разбирающиеся к тому же и в экономике, и в бизнесе. Мне бы хотелось побольше видеть статей на эту тему в печати и в вашей газете тоже. А не читать истории про то, кто на ком женился, с кем развелся, и взахлеб про зарубежных актеров. Они-то ведь там про нас ничего не пишут. А почему? вы не задавались таким вопросом? да потому, что мы утратили свою гордость, свое национальное достоинство. Обретем собственную гордость, и с нами будут считаться. Вспомните, сколько премий получали мы в прежнее время на международных кинофестивалях. И премию американской академии кино нам тоже в свое время дали. Вынуждены были давать, хотя вовсе нас там, на западе, не любили. И писали о нас там тогда. Извините меня, о вашем собеседнике писали. Потому что было уважение к нашему искусству, к тем, кто его делает. А сейчас, хоть и система у нас уже другая, нам стало трудно отстаивать свои позиции. Хотя талантов в стране не убавилось.

- Вы сказали "нам трудно отстаивать сейчас свои позиции". А когда, по-вашему, мы их потеряли?

- не знаю. Потеряли, наверное, по дороге, когда куда-то шли. Помните у островского: "мы куда-то идем, нас куда-то ведут, но ни те не знают, кто нас ведет, куда мы идем, ни мы не знаем, куда нас ведут". Эта реплика, кстати, вызвала бурную реакцию зала на нашем 175-летнем юбилее. А ведь каждое государство пользуется искусством для укрепления своей мощи. Своей идеологии. Во всем мире. И это правильно. Посмотрите, как строят американцы свой кинематограф. Помимо мордобоя и всяких там погоней и перестрелок, в каждом фильме есть герой, который побеждает, который вызывает симпатии и желание подражать. У нас тоже были такие герои, мне самому довелось играть таких. В сознании зрителей образ героя зачастую ассоциируется с актером, я это знаю по себе. Этот момент надо учитывать. Недавно снова показывали "семнадцать мгновений весны" - прекрасный фильм, прекрасная работа тихонова. Такие вещи очень выигрышны, их надо уметь делать. И вроде бы актеру играть особенно нечего, надо только уметь слушать, молчать, думать. А это и есть первая заповедь станиславского: видеть, слышать, уметь молчать, чтобы зритель понимал, что у тебя внутри. Где сегодня такие герои? что случилось? я понимаю, то было другое время. Но жизнь-то продолжается, и значит, надо находить созвучных времени новых героев, которые будут отстаивать наши национальные позиции.

Сейчас все ударились в политику. Но ни один политик не придумает объединяющую людей национальную идею. Это приоритет искусства. Только деятель искусства может создать национальную идею, национальный характер, которому захочет подражать молодежь. Пусть не сто человек сразу, а только десять, но это будет уже 10%. А вместо того, чтобы создавать свое, мы ударились в подражательство. Зачем? когда-то с нас брали пример в искусстве. Весь мировой театр учился у нас системе станиславского. Почему мы так легко сегодня сдаем свои позиции?

вот видите, сколько этих "почему" накопилось у меня. И все они относятся к тем вопросам, ответы на которые вы хотели от меня услышать. Да, я мог бы сказать просто: читаю газету "московская правда", мне она очень нравится. Но это было бы нечестно с моей стороны. Поэтому я и произнес такой пространный монолог, в котором говорил даже не столько от своего лица, сколько от лица своих зрителей, которых очень хорошо знаю, и могу ручаться, что они охотно подпишутся под моими словами. А эти зрители и есть - народ. Наш народ, мой народ. И моя задача - помочь этим людям, согреть их душевным теплом средствами искусства. Все очень просто.

Монолог ю. Соломина записала наталия балашова.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика