Генеалогия праздника.

У истоков традиции международных кинофестивалей стояли тоталитарные

режимы.

Рашит янгиров.

Накануне.

Открывающийся международный кинофестиваль считается юбилейным, имея круглую цифру двадцатого, но если припомнить как все начиналось, то окажется, что у него весьма солидный возраст, превысивший официально установленный в нашем отечестве пенсионный ценз.

62 года назад, 21 февраля 1935 года, в москве открылся международный кинофестиваль, который по правилам счета и традициям преемственности следовало бы считать стартовым или "нулевым".

Об этом не принято вспоминать, но вообще-то рождению международной кинофестивальной традиции немало поспособствовали ведущие тоталитарные режимы нашей эпохи, как известно, сильно озабоченные собственным макияжем посредством кинематографа. В 1932 году, например, началась история самого авторитетного ныне венецианского кинофестиваля. Активнейшее участие в нем приняли и мастера советского экрана. По единодушному мнению фестивального жюри в 1934 году, советская кинопрограмма, включавшая "три песни о ленине" (реж. Дзига вертов), "веселые ребята" (реж. Григорий александров), "окраина" (реж. Борис барнет) и другие не менее известные шедевры, была признана лучшей и получила главный приз - почетный кубок, носивший, кажется, имя бенито муссолини.

Считать, что это событие не свидетельствовало о всемирном признании достижений советской кинематографии, было бы неправдой, хотя честь, оказанная мастерам советского кино, имела, несомненно, скромный привкус. На нее потребна была адекватная и симметричная реакция. Естественно, что лучший друг советских кинематографистов товарищ сталин по своей скромности не рискнул тогда учредить аналогичную награду, но, как великий исторический прозорливец, совершенно точно подсчитал дивиденды с морального капитала советского киноискусства при аналогичной затее в москве.

К этому следует добавить и то, что к середине 30-х годов с советских киноэкранов совершенно исчезли зарубежные кинокартины, а шедевры классового искусства, услаждающие досуг трудящихся, все же имели пределы своих эстетических и кассовых возможностей. Когда было решено, что "жить стало лучше, жить стало веселей", можно было дать народу и толику бездумных эмоций. Совокупность всех этих обстоятельств и сподвигла советское руководство на идею проведения собственного международного кинофестиваля, ставшего громким событием московской жизни того времени.

Надо признать, что выбор отборочной комиссии "нулевого" кинофестиваля был отменным. Зрители получили возможность увидеть фильмы, ставшие впоследствии классикой мирового экрана: "хлеб наш насущный" (реж. Кинг видор), "клеопатра" (реж. Блаунт сесиль де милль), "маленькие женщины" (реж. Джордж кьюкор), "частная жизнь генриха viii" (реж. Александр корда), "последний миллиардер" (реж. Рене клер), "счастье" (реж. Марсель л-эрбье), "пансион "мимоза" (реж. Жак фейдер), венгерский мюзикл "петер" и еще многое-многое другое. Но, конечно же, симпатии и предпочтения жюри были на стороне если не социально близких, то классово ориентированных произведений.

Советские кинокритики, комментировавшие фестивальную программу, то ли искренне (в силу долгой отвычки), то ли наигранно изумлялись разнообразию социальной тематики в зарубежных кинокартинах. "К величайшему изумлению всех твердивших об "аполитичности", о "чистой развлекательности" капиталистической кинематографии, - писал один из них, - огромная часть зарубежных фильмов, показанных на фестивале, оказалась отнюдь не "аполитичной", а напротив - резко публицистической".

Фестивальное жюри оказалось в непростом положении, но в итоге сделало правильный выбор: первый приз был присужден фильмам студии "ленфильм": "чапаев", "юность максима" и "крестьяне". Второй приз был отдан фильму рене клера, а третью премию неожиданно для многих, но к явному удовольствию зрителей, получили мультфильмы уолта диснея.

Как полагается, фестиваль не обошелся и без скандалов. Широкую огласку получил случай с фильмом "веселые ребята". Неугомонный поэт комсомолии александр безыменский заподозрил режиссера александрова и композитора исаака дунаевского в плагиате, уловив в заглавной мелодии их комедии музыкальную тему из американской фестивальной ленты "вива вилья". Своим открытием он поспешил поделиться с широкой общественностью, но встретил дружный отпор киноцеха. Но правдолюбца подстерегала неожиданность. Через несколько дней выяснилось, что товарищ сталин чрезвычайно высоко оценил этот шедевр советской комедиографии, и безыменскому пришлось спешно переменить свою точку зрения, приведя ее в соответствие с генеральной линией партии.

Все последующие страницы славной летописи московских международных кинофестивалей, возродившихся в период "оттепели", достаточно широко известны. Мы же закончим наш экскурс достаточно нелестным, но неоднократно проверенным наблюдением. Как показывает практика, эти кинематографические праздники имеют одну особенность - напрочь забыватют на следующий же день после завершения всеми, за исключением немногих, персонально ушибленных ими жертв. Нынешний хх ммкф, как это ни покажется обидным его организаторам, не станет в этом смысле исключением. Общую неблагодарность извиняет лишь то, что все синефилы будут с нетерпением ждать возвращения этого праздника в следующем году - будь он xxi или xxii по счету..

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика