Гарри бардин: я впитывал, впитывал... Теперь отдаю.

Гарри бардин - режиссер, посвятивший свою жизнь искусству мультипликации. Его работы получили международное признание, но, как это, увы, часто случается, мало известны зрителю. А между тем ведь более 60 призов, среди них "золотая пальмовая ветвь" каннского фестиваля и три "ники" - за фильмы "серый волк and красная шапочка" (1991 г.), "Чучу-1" (1998 г.), "Адажио" (2001 г.).

ОДиннадцать лет назад бардин ушел из "союзмультфильма" и создал собственную киностудию "стайер", которая жива и работает по сей день.

- С чего все началось? когда мне было два с половиной года, - рассказывает бардин, - я побывал в цирке. Наверное, это наложило первый сильный отпечаток... А вообще назвать точку отсчета очень трудно. Все впечатления, полученные в жизни, - это фрагменты творчества. Я впитывал их. Отдавать же начал много позже.

- Почему все-таки мультипликация, а не кино?

- то, что снимается на пленку 35 мм - игровые фильмы, документальные, - все это кино. Мультипликация - тоже. Только у нас более послушные актеры. Они не возражают, не склочничают, не интригуют. Очень хорошие актеры!

- вы изначально хотели создавать интеллектуальные мультфильмы, как принято говорить, "не для всех"?

- я не считаю, что создаю интеллектуальное кино. Ощущаю себя вполне демократичным режиссером. Это кино для моих собеседников. Мне кажется, я снимаю для всех. Кому-то нравится, кому-то нет. Это дело вкуса.

- Почему так редко можно видеть ваши работы на телевидении?

- сегодня телеканалы идут на поводу у зрителей, которых сами же и воспитали. Да, они стали заложниками вкусов собственной публики. Это происходит во всем: в передачах, в кинопоказах. Совершенно что угодно может оказаться стержнем этих программ. У меня появилось ощущение, что, например, для бандитов существуют сериалы: "бандитский петербург", "агент национальной безопасности" и прочие. Иногда мне кажется, что сами же бандиты и проплачивают эти сериалы.

Дети смотрят то, что им дали изначально: японские сериалы, американские. Кстати, многие зрители определяют американскую мультипликацию по тому, что идет у нас. Это неправильно. Существует совсем другая, качественная американская мультипликация, которую в россии просто не показывают. Телевидение вскармливало публику этой продукцией и теперь вынуждено кормить и дальше. Поменять что-то - значит поломать имидж канала. В прошлом году, перед моим юбилеем, я предложил свои фильмы орт и ртр. На первом канале мне сказали: "на этом месте может быть реклама", чем побудили меня положить трубку. На втором - что я своими фильмами испорчу им рейтинг, что у них другой зритель. Показали на третьей кнопке и на "культуре". Но тоже, знаете ли, отношение - как к "братьям меньшим". То есть вот это - кино, а это - мультипликация... Можно показать в 23.40 и назвать "мультфильм". Чей мультфильм, в связи с чем показывается? неважно... Ситуация не изменится,

пока не появится уважение к мультипликации как к виду искусства.

- Вам предлагали выгодный контракт с компанией уолта диснея. Почему вы отказались?

- это было естественно, поскольку у меня уже была студия "стайер". А там мне пришлось бы подчиняться. Здесь же я делаю то, что мне нравится. И это счастье. Художник должен быть свободным.

- Как долго длится работа над мультфильмом?

- например, "чучу-2" - фильм продолжительностью 27 минут - мы снимали два года. Вот и считайте.

- Расскажите хотя бы немного о технической стороне создания ваших героев.

- Идет постепенное "обживание" картины. Оно начинается, конечно, с идеи. Пишу сценарий, иногда это бывают замыслы моих коллег, как в случае с фильмом "чуча-2"; с ним, кстати, мы мучились очень долго. Задача была трудная: сделать в сухом павильоне мокрое море. Мы справились при помощи палки и веревки, потому что не на компьютере это делали, а вручную.

- Есть любимое творенье?

- я думаю, это в будущем. Перспектива очень важна. Когда впереди что-то маячит, это и есть самое любимое.

- Возможно ли развитие мультипликации в россии?

- только при условии подключения государства. Иначе все обречены на "кустарщину", на выживание поодиночке в условиях пока не состоявшегося кинорынка. Прокат должен работать, должен быть возврат денег.

- Не могу не спросить о планах...

- Мы находимся в состоянии запуска "чучи-3". "Чуча-1" - о любви, "чуча-2" - о дружбе, "чуча-3" будет о ревности. Фильм на музыку родиона щедрина. Из всей "кармен-сюиты" я взял 22 минуты музыки, причем порядок номеров переставил в соответствии с собственной драматургией...

Мария мансурова.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика