Даешь кабуки и венскую оперу!.

Гастрольный уик-энд под патронажем мэрии москвы. Вадим журавлев.

Конец прошлой недели для любителей отдохнуть культурно (т.Е. Без обсуждения судьбоносных выборов премьер-министра) был посвящен непростой дилемме. На москву обрушились два мини-фестиваля, к которым самое непосредственное отношение имела мэрия москвы. С давно разгаданного запада к нам приехали посланцы столицы австрии (старую лексику в свете новых политических реалий пора вспоминать). Фестиваль вены ждали еще с весны, но, к сожалению, его программа, по сравнению с планами, была резко уменьшена. Не потому ли, что с загадочного востока в эти же самые дни нас посетили посланцы страны восходящего солнца? такое скопление культурных акций в одном, пускай и очень большом, городе возможно только у нас. В той же самой вене, или в токио их разнесли бы как минимум на неделю, чтобы небольшая группа все еще интересующихся не только политикой и реальностями товарооборота людей смогла насладиться духовной пищей от двух диаметрально противоположных (по географии) культур.

Вместо венского симфонического оркестра под управлением его главного дирижера владимира федосеева в москву приехал президент оркестра рудольф штрайхер и выступил с "федосеевским" бсо (чем не культурный обмен). Венского бала просто не вышло (не сезон, в вене бальный сезон после нового года начинается), а самым интересным событием фестиваля стал показ видеозаписей классических оперных постановок, проецировавшихся на здание манежа. Этим венцы забавлялись два летних месяца, когда оперные театры закрыты на каникулы, и гигантский проекционный экран висит прямо на здании ратуши, площадь перед которой к тому же становится местом еще одного фестиваля - гурманов. (Кстати, хорошая идея для нашей мэрии: венская ратуша - не только место для заседаний магистрата, но и действительно одно из самых любимых мест жителей города, здесь всегда кипит жизнь: то видеооперы, то шапито, то каток залит.) В свете этого стоит вспомнить, что венская штаатсопер была в москве последний раз в 1971 году, а записи показанных спектаклей можно купить теперь в "мелодии" на новом арбате.

Солисты же оперного театра из вены ездят на гастроли в китай и японию, а те, в свою очередь, прислали к нам свою оперу "юдзуру" ("журавлиные перья"). Интересный обмен получается. Помимо этого представления, в японскую программу вошли мультфильмы-комиксы в музее кино, гастроли оркестра "нью джапан филармоник" с великим сейджи озавой и неутомимым мстиславом ростроповичем (сегодня и завтра в бзк). А в начале октября в концертном зале имени чайковского пройдет концерт знаменитого японского барабанщика хаяси эйтэцу. В ожидании экзотики отдельные москвичи (как и я) решили посетить японскую оперу, выступившую на сцене заново отстроенного театра "новая опера".

Кстати, именно этот театр относится к числу поддерживаемых московским мэром, отчего еще в декабре прошлого года помпезным гала-концертом была отмечена сдача перестроенного для "новой оперы" в саду "эрмитаж" ангара-сарая, в котором прежде в летнее время уютно чувствовали себя захаровские "юнона" и "авось" и "мурьетта". Теперь театр и не узнать: снаружи - помесь модерна и тонированных стекол а-ля бизнес-центр, внутри - решеточки, фонтаны в духе провинциальных тюзов. Правда, как водилось в старые времена, когда станции метро сдавали к ноябрьским праздникам, а открывали только в январе следующего года, "новая опера" начала полноценно работать в новом здании только неделю назад. (Здесь в ближайшую субботу пройдет и первая премьера - долгожданная постановка первой редакции "бориса годунова" мусоргского, над которой трудятся дирижер евгений колобов, режиссер валерий белякович и художник эдуард кочергин.) А в минувшие пятницу и субботу новое здание прошло проверку на гастрольную прочность. Хорошо вышколенный колобовым оркестр "новой оперы" принимал участие в гастролях японской оперы, но под руководством дирижера котаро сато его было просто не узнать.

Автор оперы "журавлиные перья" дан икума сочинил семь опер, которые более 600 раз были поставлены в разных театрах (читаем в пресс-релизе). Имя этого маститого японского композитора обещало открыть нам что-то новое, тем более что элемент красочной восточной экзотики подарили москве в свое время гастроли японских классических театров кабуки и но, да и пекинскую "оперу" со счетов не стоит сбрасывать. На деле все оказалось иначе. Попытка передать восточный колорит средствами "европейского" симфонического оркестра - не нова, и на ум приходит в первую очередь пуччини с его "мадам баттерфлай" и "турандот". Увы, читатель, дану икума далеко до пуччини и музыка не приносила никакого удовольствия с самого первого такта. Аналогичные оперы, да, пожалуй, еще и покачественнее в коммунистические времена писались для национальных оперных театров: публика на них не ходила, зато авторы сразу получали госпремии. "Мир сказочно красивой мечты, в которой поется о любви и горе журавля" (опять вещает пресс-релиз) может познакомить разве что еще с одной красивой сказкой на "птичью" тематику. Можно было даже сходить с детьми, но представление было настолько скучным, что никакому ребенку его не высидеть. Стильная, в духе среднего европейского театра, минималистская постановка не могла заменить публике экзотических красок и ярких национальных костюмов, которые могли бы скрасить усыпляющую атмосферу спектакля. Да и исполнители, хоть и участвуют в постановках европейских опер, вызывали, скорее, вопрос: как они с такими голосами поют "травиату" и "риголетто"? в общем, прививка европейской оперы японской сакуре выглядела скорее данью времени, когда японцы активно поглощают европейскую культуру. С таким же успехом можно было ставить что-нибудь из репертуара кабуки в байройте или зальцбурге.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика