Бархатный сезон анимации.

"Уровень украинского телевидения низок", - считает режиссер давид

черкасский.

Нина горустович.

Рефлексия.

- Давид янович, что находится сегодня на рабочем столе режиссера черкасского?.

- Лет пять назад я начал работать над картиной "сумасшедшие макароны", замысел предполагал совмещение живых актеров с мультипликацией - по типу "кролика роджера". Я снял все заготовки с актерами: арменом джигарханяном, семеном фарадой, дусей германовой, александром филипенко, мамукой кикалейшвили.. И после этого наша студия лопнула. Вот я и думаю на основе этого материала сделать телевизионный многосерийный фильм - серий на 20-30, по 24 минуты каждая. Мне нужно доснять различные музыкальные номера и сделать из всего этого материала некое музыкальное шоу. Мультипликацию, какую я задумывал вначале, теперь сделать уже невозможно, поэтому я хочу ограничиться просто мультипликационными вставками, дорисовками и т.П. К новому году собираюсь кое-что из задуманного уже реализовать.

- Насколько, на ваш взгляд, оправдано присутствие на телевидении многосерийной мультипликации?.

- Для телевидения она вполне подходяща, хотя мы и привыкли к десяти- или пятиминутным мультфильмам. На мой взгляд, герой должен переходить из серии в серию, тогда он запоминается зрителям, держит их внимание на длительном отрезке времени, что вообще характерно для телевидения. У кино, особенно мультипликационного, другие законы и требования. Ведь и "ну, погоди!" задумывалось как кино, но - с продолжением. То есть кино уже тогда тяготело к многосерийной мультипликации. Многое зависит и от режиссера. Допустим, мне или котеночкину нравится делать мультфильмы подробные, разрабатывать многосюжетное повествование. Кроме того, мультсериалы всегда пользуются успехом, они и режиссера делают невероятно популярным. У нас есть гениальные режиссеры мультипликации, скажем, федор хитрук, эдуард назаров, юрий норштейн, андрей хржановский. Но, к сожалению, их знает узкий круг специалистов и кинематографистов. Жаль, потому что они действительно гении не только советской, но и мировой мультипликации.

- Какая ситуация сейчас в украинской анимации?

- никакой абсолютно. Полная пустота. На студии, где недавно коридоры были заполнены голосами, работало 200 - 300 человек, все смеялись и веселились, теперь холодно, неуютно и неприятно. Ходят какие-то бледные тени, делается 1-2 картины в год..

- Вы сами видите какой-то выход из этой безнадежности?

- конечно. Появятся деньги.. Все дело в них. Потому что в творческом плане все - один лучше другого. То есть потенциал фантастический, просто блестящий!.

- Здесь, на украине, вы возглавляете какое-то творческое объединение?

- нет. Во-первых, студии нет, во-вторых, объединения нет. К тому же, я и слово "руководитель" - вещи несовместимые. Я президент фестиваля "крок". Вы бы знали, какая талантливая молодежь появляется на каждом фестивале! фантастически талантливая. Куда нам до них! качество работ просто шикарное. Но, к сожалению, очень много уезжает работать за границу - в польшу, чехословакию, в сша. Как только появляется приличный хлопец, его сразу забирают.

- Как вы стали председателем жюри международного фестиваля телепрограмм "бархатный сезон"?.

- Ну, я думаю, меня пригласили из-за моих мультсериалов, их же до сих пор нередко показывают на тв. И, наверное, еще потому, что я отстранен ото всех сегодняшних телеинтриг, я человек беспристрастный - это важно для председателя жюри. Труднее тем, кто работает на тв и является членом жюри. Я заметил, как на первом и втором фестивале москвичи - члены жюри не хотели присуждать призы москвичам же - у них там какие-то свои дела были.. В этом году московских программ в конкурсе одна или две - думаю, это из-за прошлогодней неудачи, которая отбросила фестиваль назад, и теперь он должен набирать силу. Но и в этом году было несколько просто шикарных работ. Публицистика, на мой взгляд, очень серьезная. А есть работы, которые не выдерживают никакой критики, - очень невысокого качества.

- Как вы считаете, можно по этому фестивалю судить об уровне телевидения, хотя бы украинского?.

- Вряд ли, потому что нет московских работ, а без них получается неполная картина даже при том, что региональное российское тв представлено достаточно широко. По всем номинациям больше всего работ, конечно, с украины. Я могу сказать об уровне телевидения: он в общем-то низкий. Особенно у нас, на украине. Есть три хорошие телестудии - "1 плюс 1", "ictv" и "интер". Все остальное еще так себе.

- Что нужно изменить в "бархатном сезоне", чтобы этот фестиваль приобрел авторитет и вес?.

- Изменить надо одно - включать в конкурс только качественные программы. Но для этого нужно, чтобы у фестиваля поднялся рейтинг, который, в свою очередь, может подняться за счет компетентного жюри и за счет какого-то поощрения; скажем, таким поощрением может стать трансляция фестивальных событий каким-нибудь мощным телеканалом - на всю европу. Или, допустим, победителям присуждать значительный денежный приз. Тогда появятся и достойные участники, и качественные программы, и фестиваль обретет необходимую значимость.

* * *.

ДАвид черкасский (р.1932) - режиссер-аниматор, художник, заслуженный артист украины, член академии украинского телевидения, автор таких анимационных лент, как "приключения капитана врунгеля", "доктор айболит" и "остров сокровищ". Окончил киевский инженерно-строительный институт, работал инженером. В кинематографе с 1959 года. Президент международного фестиваля анимационных фильмов "крок". Живет в киеве. Это интервью он дал на закрытии недавно прошедшего фестиваля телепрограмм "бархатный сезон-97" в киевском доме кино.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика