Андрей бильжо: однажды петрович встретился с английской королевой.

Он рисовал с детства и поступил в медицинский институт. Потом вернулся к рисунку - теперь это были карикатуры. Злободневные, остроумные и - почти с самого начала - популярные. Потому что соответствовали времени, были талантливы, появились в первых номерах "коммерсанта", нашли своего читателя, а главное - героя. Стойкий совок петрович импонировал заблудившимся в перестроечной россии соотечественникам. А его создатель, не менее оптимистичный андрей бильжо, продолжал искать абсурд в современной действительности и создавать новые проекты. Начиная с популярного клуба "петрович" и заканчивая... Впрочем, планов еще много.

- Андрей петрович, а почему именно медицинский?

- наверное, прельщала романтическая часть профессии. Медицина - это и книга аксенова "коллеги", и амосов. Но быстро понял, что хирургом вряд ли стану, а психиатрия меня увлекла. И вот...

- ...И Вот вы мозговед в программе "итого". Как вы там появились? и еще вопрос, связанный с конфликтом на нтв: передача теперь будет выходить на тв-6?

- появился я спустя месяца два после ее создания. Три с лишним года в программе. На днях в "петровиче" мы будем отмечать четырехлетний юбилей "итого". Переходим на тв-6. Будем какое-то время существовать - не знаю, с тем же ли задором и энтузиазмом.

- Как вам помогает образование психиатра?

- очень сильно. Все тексты построены на знании психиатрии, в диагнозах, поставленных нашим политикам, использованы профессиональные медицинские знания.

- Образ мозговеда - ваша задумка?

- само слово "мозговед" придумал шендерович. Параллельно с "правдорубом" игоря иртеньева. А образ серьезного человека с ключиком и в таком смешном галстуке - я.

- Вернемся назад, к петровичу. Как он родился и почему вы выбрали для него именно такое то ли имя, то ли отчество?

- и в русской литературе, и в русском языке человека часто называют по отчеству. Петрович, пожалуй, одно из немногих отчеств, где проговариваются все буквы полностью. У большинства "съедается" половина слова (иваныч, палыч, саныч). Наверное, "петрович" приятнее языку из-за буквы "р". А еще петрович - это человек, который весел и любит выпить.

Родился он вскорости после создания "коммерсанта", так что петровичу уже десять лет. Хотя рисую-то я карикатуры лет двадцать пять. За это время успел сформироваться некий абсурдный стиль, я много печатался в "известиях"; в прогрессивной тогда газете "россия" была целая рубрика "полит-лубок андрея бильжо", и там уже был персонаж, которого потом стали именовать петровичем. Думаю, что время петровича - перестройка, когда много говорили и рот не закрывался, и все смотрели телевизор. В этом смысле часть популярности этого персонажа зависит не столько от меня, сколько от времени. Из каких-то десяти карикатуристов или десяти писателей время выдергивает одного не столько потому, что он лучше остальных, сколько потому, что он больше отвечает времени сегодня. Через какой-то период все может поменяться местами.

- От героя петровича перейдем к клубу с тем же названием. На сегодня "петрович" - одно из самых популярных и вместе с тем необычных заведений столицы. А как все начиналось?

- с появлением петровича многие бизнесмены (особенно с этим отчеством) стали собирать карикатуры. Самолично видел в нескольких офисах папки, на корешке которых написано было "петрович". Они даже что-то ксерили, увеличивали. Побочная жизнь появилась у героя. И я задумался: скажем, картинки с изображением петровича можно было делать на посуде, футболках - графика линейная, довольно узнаваемая. Потом я сделал выставку в галерее "роза азора", где была нарисованная одежда петровича, нарисованная еда петровича, какие-то случаи из его жизни на бумажных тарелках. Почти история. Году в 93-м мне захотелось сделать какое-то пространство, где было бы приятно проводить время, не только попить и поесть, но и что-то посмотреть. Где была бы сквозная игра. Потом все это сформулировалось в тезисы: чтобы это была домашняя история, теплая, ностальгическая, без всякой политики, с юмором и иронией. Я высказал эту идею игорю писарскому, он в свою очередь алексею ситникову (который по отчеству петрович). Им понравилось, и они отважились вложить в это деньги. А дальше уже всякая рутина: поиск помещений, ремонт... Тогда не было ностальгии по прошлому, исчезала советская эстетика. Трудно было найти даже граненый стакан.

- Но ведь не для всех петрович ассоциировался именно с постсоветской тематикой.

- Здесь у каждого свое восприятие. Я почувствовал, что петрович мой персонаж, еще до ресторана. Он "совок". Не хороший и не плохой, а просто персонаж, который родился в советском союзе и живет между тем временем, которое было, и тем, которое никак не наступит. Вот в этой, как я говорю, промежности он и существует, пытаясь осмыслить новые слова, понятия, появившиеся в новой россии. Думаю, что его популярность во многом отсюда, потому что читатели "коммерсанта" в основном такие. Они занимаются бизнесом, говорят на разных языках. Тем не менее, как и мы, родились в советском союзе и несут в себе все положительное и отрицательное той эпохи.

- У клуба оригинальный дизайн. Как удалось достичь такой атмосферы?

- для меня сделать ресторан - это как поставить спектакль или снять фильм. Я пишу сценарий и как режиссер его разрабатываю. Со мной вместе работают художник и скульптор, которые занимается дизайном. Они - "ведущие актеры", а в целом мы все соавторы. И существуют "продюсеры", которые вкладывают свои деньги и должны обладать чутьем - прибыльно это будет или нет. Кстати, когда мы делали клуб "петрович", никто не предполагал, что он будет коммерческим. Инвесторы ("продюсеры") надеялись только вернуть вложенные деньги. А теперь, насколько я знаю, они готовы делать новые рестораны... Уже сами.

- Говорят, некоторые элементы интерьера были подарены посетителями?

- да. Совсем недавний подарок - вышивка, висит в рамочке. Крестиком, 57-й год. Там голубь мира летит. Это фестиваль молодежи и студентов. Подарил ее вадим юсупович абдрашитов, один из лучших наших режиссеров, который снял "парад планет", "время танцора", "остановился поезд". Есть личные вещи игоря иртеньева - бритва "харьков", например.

- Со временем "петрович" как-то меняется?

- например, появился отдельный маленький зал, который называется "кухня" - как культурологическое понятие: московская кухня, где собиралась интеллигенция. Этот зал ближе к 60-м - 80-м годам. Там представлена кухня разных народов мира, петрович в разных уголках земного шара (на фотографиях видно, что он побывал у английской королевы, летал в африканское племя). И официанты там "черные" и "желтые", и этническая и фольклорная музыка. За три года движение очевидно.

- А публика меняется?

- публика появляется новая - больше людей узнает о клубе. Спустя год-полтора стала появляться молодежь. Приятно, что одновременно в зале сидят люди 18-20 лет и те, кому 60-70. Основной состав остается тот же самый: 80 процентов людей, которые занимаются творчеством: журналисты, художники, писатели, поэты, рекламщики, артисты, политики. "Несчастный случай" отмечал юбилей, два вечера подряд в клубе "петрович" провел давид коперфилд - это из трех дней, которые он был в москве. Сказал, что это одно из лучших мест на земном шаре, что здесь очень хорошая аура.

Скрипач гидон кремер, если бывает в москве, заходит к нам...

- А как вам кажется, в карьере карикатуриста вам способствовала больше удача, судьба, или это плод исключительно личных усилий?

- думаю, все вместе: время, чутье, поиск своего стиля, работоспособность. Карикатура - прикладная вещь, она может существовать на страницах периодики, выходящей ежедневно. Значит, нужно много выдавать этих картинок. У меня выходит по 10-14 в неделю. Нужно, чтобы сочеталось качество и количество.

- А как же вдохновение?

- ну... Это довольно романтическое слово. Не уверен, что подходит к карикатуре. Когда работаешь в ежедневной газете, никого не интересует, есть у тебя вдохновение или нет. Просто когда есть вдохновение, все, быть может, получается совершенно классно и здорово. Когда его нет - чуть хуже. Но ты должен делать свою работу.

- Интересно, как человек, который рисует карикатуры, видит мир.

- В нашей стране абсурда больше чем достаточно. Сто человек пройдут мимо, а один увидит нелогичность и скажет остальным: "посмотрите, это же полный абсурд". В этом и состоит задача художника-карикатуриста. Можно сказать впрямую, а можно иносказательно. Мне интересна сегодня политическая карикатура на общечеловеческие темы: предательство в политике, глупость - а не на конкретные. Конкретика же быстро умирает и каждый день меняется. Я пытаюсь все переварить, соединить несоединимое и выдать картинку. Например, американцы выслали 55 наших дипломатов, считая их шпионами. А мы еще кого-то. Если я буду рисовать впрямую, как высылают дипломатов - это одно. А если думать на тему шпионов, получается что-то другое. Почему бы, к примеру, крокодилу гене не спросить странного чебурашку, не американский ли он шпион. Тогда получается абсурд, картинка эта будет жить гораздо дольше.

- На какое время у вас заключен контракт с "коммерсантом"?

- до 2000 года. Контракт уже кончился. Сейчас я его не перезаключил на бумаге, но наши обязательства сохраняются. Поэтому ссылка на газету обязательна.

- А как вы, вернее, ваш герой, попали в "однако"?

- мы просто стали делать мультфильмы и предлагали нтв. Леонид парфенов тогда был продюсером, трижды пытался пробить проект. Но что-то где-то не совпало. В конце концов мультфильмы взяли на орт, и петрович появился в программе "однако". Специально мы эти мультфильмы не делали - они были нарисованы по моим старым картинкам. На орт я ожидал большей творческой отдачи: была идея соединить все это в один фильм - полнометражное кино, где истории с петровичем сменялись бы хроникой. Но зациклилось все на "однако". На телевидении не все так творчески, как может показаться.

Сделали в общей сложности восемьдесят фильмов, получили за них диплом "петрович как культурное явление" на анимационном фестивале в тарусе. Я очень ценю, что об этом проекте положительно отзывались лучшие наши аниматоры - норштейн, татарский, хржановский.

- Что вы думаете о ситуации, сложившейся сейчас на канале нтв, и как один из сотрудников, и просто как человек творческой профессии?

- история очень драматичная, почти шекспировская. Я работаю на нтв, но для меня это одна из профессий. А для большинства людей нтв - это значительная часть жизни, вдруг ставшая трагедией: приходилось принимать решение - переходить в неизвестность или оставаться в ней же. Не каждый мог уйти, все сломать, резко изменив свою жизнь. И приход нтв на тв-6 - не менее драматическая ситуация. Журналистам уже сложившегося канала теперь опять же некуда деваться. Думаю, для многих это станет серьезным нравственным переломом. Такое ощущение, что власти предержащие довольно профессионально все смешали, и невозможно отделить одно от другого.

- Для вас это борьба за свободу слова или все же передел сфер влияния?

- думаю, всего помногу. Свобода слова тоже стоит денег, и не бывает экономики без политики. В этой истории меня больше всего возмущают события, связанные с судами, которые отменяли принятые накануне решения. Мало кто говорит о том, что газпром потратил на судебные процессы большую сумму, чем та, которую ему должен нтв. Становится ясно, что дело не только в долгах. Мне не нравится, когда художники (в широком смысле слова) приходят вместе с чиновниками, чтобы оккупировать канал, и делают это ночью. Ведь всегда можно найти правильную форму. Скорее всего, именно форма меня и бесит больше всего, как человека визуального, художественного восприятия. Думаю, что можно было решить все благороднее. То же и с приходом на тв-6: здесь единственным оправданием может быть то, что люди находились в состоянии аффекта.

- Что андрей бильжо как мозговед думает о нашей стране сегодня?

- в психиатрии прогноз вообще дело неблагодарное. Предсказывать что-то здесь сложно: не знаешь, чем все закончится. Так же и с россией. Пока особого оптимизма нет. Но все равно верю, надеюсь.

- А какой у него взгляд на собственное будущее и ближайшие проекты?

- в конце мая - начале июня должна выйти книга под названием "азбуквы". Четыре года мы хотели ее издать. И у нее, кстати, четыре автора: маша голованивская - автор идеи, замечательная писательница, профессор-филолог. Она придумала совершенно новый вариант азбуки. Аня левычкина с ней писала текст. Я нарисовал картинки. Ира тарханова сделала дизайн. Мы с удовольствием работали над этой книгой, это был совместный на последнем этапе творческий процесс, когда художник вмешивается в сферу филолога и наоборот. Кроме того, выйдет моя книга - "петрович и другие". Порядка 320 страниц, в твердом переплете, в суперобложке. Стоить будет довольно дешево. Важный для меня проект: если после карикатуриста остается книжка, хоть одна, это уже хорошо.

Нарисованы тысячи рисунков, какие-то устарели. До этого выходило 5-6 книг, но маленьким тиражом. В этой будет порядка 300 иллюстраций, тираж 3000 экземпляров. Будет интересно построена - не по разделам, но картинки будут связаны друг с другом, причем связей будет много, и каждый из читателей найдет для себя свои. Плюс ко всему записан диск - десять песен, которые я сочинил и спел с ансамблем "последний шанс". Он тоже выйдет в конце мая. Сейчас мы сделали сингл с четырьмя песнями, и он был разослан подписчикам журнала "домовой". Называется этот диск "маленькие московские трагедии", поддерживал проект артемий троицкий.

Есть песни про пейджер, мобильный телефон. Так что сразу три проекта.

- "Азбуквы" - книга для детей. Как это сочетается с солидными, "взрослыми" карикатурами?

- мои карикатуры нравятся детям. Письма приходят. Выступал в "орленке" - шутки про петровича они просекают быстрее взрослых.

- А насколько в вас самом сидит этот ребенок? и какая больше нравится аудитория - детская или взрослая?

- ребенок сидит безусловно. А вообще, мне нравится публика умная, не серая, не жлобская, тонкая, с запасом культуры, с чувством юмора и главное - с самоиронией. У детей этого больше, на каком-то этапе они все это теряют и становятся взрослыми.

Ника драбкина.

 


ГЕРОИ
КОМИКСЫ
ВОРОТА
СЛОВАРЬ

Яндекс.Метрика